ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ (НДВ)

КОМУ НЕОБХОДИМЫ НОРМАТИВЫ?

  • Предприятиям, имеющим объекты негативного воздействия на окружающую среду 1 категории со стационарными источниками выбросов (узнать свою категорию).
  • Предприятиям, имеющим объекты негативного воздействия на окружающую среду 2 и 3 категорий, в составе выбросов которых содержатся вещества 1 и 2 классов опасности.


ИНФОРМАЦИЯ


     Проект НДВ – документ, который отражает корректную работу предприятий, осуществляющих выброс опасных веществ в атмосферу. Данный проект позволяет оценить и (если необходимо) отрегулировать деятельность индивидуального источника, совершающего экологическое загрязнение с соблюдением предусмотренных стандартов Всемирной организации здравоохранения и Российского экологического законодательства (разрабатывается в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

 

    Благодаря разработке проекта НДВ можно оценить масштаб выбросов вредных загрязняющих веществ предприятия, их рассеивание от источников, возможность соблюдения санитарных норм на территории предприятия в санитарно-защитной и жилой зоне. Также проект НДВ показывает необходимость разработки плана мероприятий по снижению выбросов. На основании данных проекта НДВ составляется план контроля выбросов на источниках и в расчетных точках.


     ПДВ или НДВ – как правильно?

     Природопользователи часто задаются вопросом: «Проект НДВ или ПДВ»? Что предполагает понятие «нормативы допустимых выбросов»? Попробуем разобраться. Раньше использовалось словосочетание «предельно допустимый выброс», чаще всего в контексте проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ). Обусловлено это было тем, что такой термин приводился в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в старой редакции. В закон вносились изменения, поменялось и определение ПДВ.


     Было:

     ПДВ- это норматив предельно допустимого выброса вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения воздуха при условии непривышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и других нормативов.


     Стало:

     ПДВ- это норматив выбросив вещества, который определяется как объем или масса вещества либо смеси веществ, микроорганизмов, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимых для выбросов в атмосферу стационарным источником и (или) их совокупностью, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.


    Тогда откуда взялось понятие «Нормативы допустимых выбросов»? В Федеральном законе № 96-ФЗ используется следующее определение НДВ:

    — Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.


    Проект НДВ или ПДВ?

    Смысл терминов теперь идентичен. Природопользователи задаются вопросом – так им нужен проект ПДВ или НДВ? В чем разница?              Раньше несовпадение названий данных терминов (ПДВ или НДВ) в ключевых экологических законах мало кого волновало. Но только до начала реформирования системы нормирования предприятий по категориям. В 2014 году основное законодательство изменилось таким образом, что, в частности, проекты ПДВ, перестали существовать как вид работы для многих предприятий.

    Однако появились такие виды природоохранной документации, как расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (НДВ). Данные расчеты (не проект, обратите внимание) являются приложением к КЭР и ДВОС для объектов 1 и 2 категории. Для 3 категории расчеты НДВ производятся отдельно для веществ 1, 2 класса опасности. Стоит отметить, что для объектов 1 категории, у которых есть отсрочка в получении КЭР, существует возможность оформить проект ПДВ (НДВ) и получить разрешение на выбросы вплоть до момента получения КЭР. Такой проект разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 11 августа 2020 года № 581, который содержит методику разработки проекта нормативов допустимых выбросов (то есть, НДВ). При этом Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055 вновь использует термин ПДВ, а не НДВ.


     Важно!

     Согласно Федеральному закону № 52-ФЗ, статья 20, при утверждении нормативов предельно допустимых выбросов нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. То есть, Роспотребнадзор принимает на рассмотрение именно проекты ПДВ, а не НДВ.

     С выходом приказа № 581 разрабатывать нужно проекты (или расчеты) НДВ, а не ПДВ. Старое Постановление Правительства России № 183 отменено. Однако оставшийся в федеральных законах термин ПДВ не дает о себе забыть. Таким образом, это термины синонимы, и использование и того и другого одинаково легитимно.


ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ


  1. Определение перечня площадок и количества источников выбросов в окружающую среду. Подготовка коммерческого предложения.
  2. Сбор исходных данных для оформления расчетов.
  3. Проведение инвентаризации источников выбросов и оформление нормативов ПДВ.
  4. Согласование нормативов выбросов в инстанциях.


НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»
  • Федеральный закон 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
  • Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
  • Подзаконные нормативно-правовые акты, приказы, СанПиНы


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Статья 8.21. КоАП предусматривает наложение административного штрафа:

  • Должностные лица — от 40 000 до 50 000 рублей
  • Индивидуальные предприниматели — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Юридические лица - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • В случае отсутствия проекта и заключений по нему плата за негативное воздействие на окружающую среду в форме, отражающей выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, может исчисляться в стократном размере с пересчетом на максимально ставку (принимается сумма, выплачиваемая при наивысшем допустимом показателе выбросов в воздух), согласно Письму Минприроды России от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».