ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ (ПНООЛР)

ИНФОРМАЦИЯ

     Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - документ, который систематизирует данные о количестве образуемых в процессе деятельности предприятия или организации отходах, местах их временного накопления, последующего размещения, обезвреживания, утилизации и т.д. 

    В соответствии с требованиями законодательства, разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС).

 

    При этом: 

  • для объектов I категории на основании ПНООЛР возможно получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Межрегиональном управлении Росприроднадзора;
  • для объектов II категории утверждение и согласование ПНООЛР в государственных органах не требуется (но требуется наличие ПНООЛР в составе природоохранной документации предприятия). 


     Отнесение к категории объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР. 

     Ключевым условием для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности. 

     На все виды отходов с I по IV класс опасности, рассматриваемые в ПНООЛР, должны быть разработаны паспорта опасных отходов. На отходы V класса опасности - материалы определения состава отходов. 

     Разработка ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС не является обязательным требованием, причем это также не зависит от отнесения объекта к категории малого и среднего предпринимательства. 

     Для III категории НВОС, согласно п. 5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, разрабатывается отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, которая подается в государственный орган, осуществляющий экологический надзор, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. 

     Вместе с тем, для объектов III категории НВОС рекомендуется проведение инвентаризации отходов.

 

УТВЕРЖДЕНИЕ ПНООЛР

    В настоящий момент на основании п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» возможно утверждение ПНООЛР в государственных органах лишь для объектов I категории НВОС. 

     В этом случае нормативы образования отходов и лимиты на их размещение выдает Межрегиональное управление Росприроднадзора. 

     В отдельных регионах (например, в Московской области, в Республике Крым и др.) по соглашению о переданных полномочиях нормативы образования отходов и лимитов на их размещение вместо Межрегионального управления Росприроднадзора может выдавать уполномоченный орган субъекта РФ. 

     Для объектов, отнесенных ко II категории НВОС, ПНООЛР утверждает руководитель предприятия. В этом случае проект не имеет срока действия при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства и может быть запрошен проверяющим органом в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

 

ЭТАПЫ РАБОТ


    1.Заявка для разработки ПНООЛР;

    Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работ;     

    Ценообразование на разработку ПНООЛР основывается на количестве отходов, образующихся в результате деятельности хозяйствующего субъекта. 

    2. Заключение договора – сбор исходных данных, расчет количества образования отходов, определение хозяйствующего субъекта для передачи отходов.

    3.Согласование ПНООЛР в уполномоченных Правительством РФ федеральных органах исполнительной власти или исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.

    4.Получение Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ( для объектов I категории).

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

     Мера ответственности определена статьей 8.2 Федерального Закона Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которая гласит, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа: 

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц от 100 000 до 250 000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

 НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТИЦИЯ

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2, ст. 18).

Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Приказ Минприроды России от 07.12.2020 г. № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».