ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ (НМУ)

КОМУ НЕОБХОДИМО


     Объектам относящимся к I, II, III категории негативного воздействия и имеющим  источники выбросов загрязняющих веществ, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ 1, 2, 3 степени опасности (п.9 ПП №811 от 28.11.2019 г.)

 

ИНФОРМАЦИЯ


     Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) — это такие метеорологические условия, при которых увеличивается накопление вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 закона №96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха).

     Наступление подобных условий возможно в силу климатических, географических и иных особенностей местности, природных явлений, когда рассеивание примесей загрязняющих веществ  крайне низко.

     Прогнозы НМУ выдает Росгидромет на официальном сайте.


     Обязанность разработки мероприятий при НМУ зависит от уровня негативного воздействия на окружающую среду, который оказывает эксплуатируемых объект — ОНВ. Согласно п.1 Требований Мероприятия при НМУ должны разрабатывать, согласовывать и организовывать работы по их реализации хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие ОНВ I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ  в атмосферу.

     Согласно п.3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.


     В настоящий момент в ряде субъектов РФ действуют нормативно-правовые акты регионального уровня, определяющие требования при НМУ, а также соответствующие административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора. В связи с этим , вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий при НМУ регулируются порядком проведения таких работ, установленным в советующем субъекте РФ.


ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ


      1. Проведение (или анализ имеющейся) инвентаризации стационарных источников и выбросов.

      Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов прикладывается к пояснительной записке к плану мероприятий при НМУ в составе Приложений, заверенный предприятием. В некоторых регионах требуют прикладывать том проекта нормативов допустимых выбросов, вместо отчета по инвентаризации.


      2.Определение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ

      Согласно п. 7 Требований при НМУ перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды НМУ, формируется из списка веществ, которые, согласно статье 22 Федерального 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее — «7-ФЗ»), подлежат нормированию в области охраны окружающей среды. Согласно ст.22 7-ФЗ на объектах I и II категорий нормируются вещества, включенные в Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». На объектах III категории нормируются радиоактивные, высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности).


     3.Определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ


     Согласно п. 13 Требований при НМУ перечень источников выбросов, для которых производится сокращение выбросов в периоды НМУ, формируется на основании анализа результатов расчетов рассеивания. Таким образом, для определения источников, выбросы которых подлежат сокращению при наступлении НМУ, проводится расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия. По результатам приземных концентраций в точках максимума за границей ОНВ для выбранных веществ проводится увеличение максимальных приземных концентраций.

     Согласно п. 10 Требований при НМУ в Перечень ЗВ включаются выбранные загрязняющие вещества при соблюдении следующих условий:

  • Для НМУ 1-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 20%
  • Для НМУ 2-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 40%
  • Для НМУ 3-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 60%


    4. Определение количественной характеристики выбросов загрязняющих веществ, выбросы которых подлежат сокращению при наступлении НМУ


     На данном этапе проводятся расчеты выбросов загрязняющих вещевств на источниках, по которым необходимо провести сокращение выброса при наступлении НМУ. По мнению Минприроды России показатели снижения мощности выброса на источниках, выбросы которых при инвентаризации были получены инструментальными методами, могут быть определены расчетно-балансовым методом.


     5.Разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов

     Обязательно прописывается технология проведения каждого из мероприятий по уменьшению выбросов с обоснованием выбранных мероприятий, их экономическая оценка.


     6.Расчет приземных концентраций загрязняющих веществ на период НМУ для всех степеней опасности с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ

     На данном этапе проводятся расчеты рассеивания по тем степеням опасности, для которых необходимо сокращение выбросов при наступлении НМУ. По результатам расчетов рассеивания проводятся сравнительные анализы, оценивающие достаточность предлагаемых мероприятий.

     

     Если мероприятия при НМУ по результатам расчетов рассеивания обеспечивают снижение создаваемых выбросов до необходимой эффективности (п.12 Приказа), то мероприятия считаются достаточными.

По итогу работы для каждой степени опасности составляются параметры выбросов загрязняющих веществ на соответствующий период НМУ.


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ НМУ



  1. Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  2. Результаты расчетов технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
  3. Результаты расчетов рассеивания выбросов;
  4. Сведения о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
  5. Сведения о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе СЗЗ объекта НВОС по результатам осуществления федерального и регионального госэконадзора. 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


За отсутствие плана при неблагоприятных метеорологических условиях полагаются штрафы:


  • 2000-5000 руб. — штрафы для должностных лиц;
  • 20000-100000 руб. — штрафы для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)


Помимо этого, в качестве меры воздействия госинспектор может выписать предписание о приостановке деятельности на объекте.

 

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Приказ Минприроды России № 811 от 28.11.2019 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»;

Нормативно-правовые акты регионального уровня (например, для Москвы — это Постановление Правительства Москвы от 25.04.2017 г. № 231-ПП).