ОТЧЕТНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИИ

     Экологическое законодательство меняется ежегодно. Природопользователям приходится держать руку на пульсе происходящих событий, чтобы вовремя отчитаться. Это позволяет избежать штрафов и проверок надзорных органов.Наши специалисты  грамотно и в установленный срок подготовят необходимые формы экологической отчетности, представят Ваши интересы в контролирующих органах при согласовании этих форм, проконсультируют по срокам и порядку предоставления экологической отчетности.

 

Наши специалисты подготовят и сдадут для Вас такие формы отчетности:

  • Форма 2-ТП (отходы)
  • Форма 2-ТП (воздух)
  • Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • Отчет по программе ПЭК
  • Подача технического отчета в Минприроды для ведения кадастра отходов производства и потребления


 

Форма 2-ТП (отходы)

     На текущий момент отчет 2-ТП (отходы) необходимо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 № 627 с изменениями, внесенными Приказом Росстата от 13.11.2020 № 698. Новая форма 2-ТП (отходы) ,действует начиная с отчета за 2020 год.

 

     Обязаны подавать отчет по форме 2-ТП (отходы): 

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления,
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО),
  • операторы по обращению с ТКО.

 

     Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий: 

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны,
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО,
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (то есть, только накопление).

 

      Напоминаем, представить форму 2-ТП (отходы) нужно в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2023 года. В форме нужно указывать фактическое образование отходов. При этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются. 

 

Форма 2-ТП (воздух)

     Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) ,сдается в Росприроднадзор по месту учета объектов ОНВ до 22 января года, следующего за отчетным. Соответственно – 22 января 2022 года для начавшейся отчетной кампании. Для этой формы методическая основа не менялась уже с 2018 года. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 регламентирует форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчетность – те, которые имеют стационарные источники выброса. Независимо от того, есть ли на них очистные установки или нет.


     Сведения предоставляются юрлицами или ИП, в результате деятельности которых:

  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 т/год,
  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 т/год включительно при наличии веществ 1 и (или) 2 класса опасности.


          В случае если объекты негативного воздействия, эксплуатируемые юридическим лицом или ИП, находятся на территории разных субъектов РФ, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту. Форма предоставляется только при наличии наблюдаемого события, то есть выбросов загрязняющих веществ. Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, форма заполняется исходя из фактического выброса. При представлении отчета 2-ТП (воздух) не имеет значения категория объекта и наличие разрешительных документов.

 

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

      В рамках экологической отчетности 2023 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Срок подачи декларации о плате за НВОС – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц: 

 

     Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду: 


  1.       Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации,континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду(далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. 
  2.       Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальныепредприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду приразмещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

 

     Итак IV категории плату за НВОС вносить не нужно. Раньше стоял вопрос о необходимости платить за НВОС тем, кто не имел категории. Однако сейчас ситуация прояснилась. Приказ Минприроды № 1029 от 28.09.2015 г., определял критерии определения категории объектов. Но документ попал в «регуляторную гильотину» (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496). С 2021 года этот приказ прекратил свое действие. Он заменен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

 

     Основными нововведениями данного приказа является: 

  • распределение по категориям объектов строительства (в зависимости от сроков строительства они могут быть III или IV категорий),
  • редакция критериев, согласно которой теперь все объекты, которые ранее по критериям не подходили ни в одну из категорий, могут быть отнесены именно к III категории. 

     Понятие «бескатегорийный объект» осталось в прошлом. Но по факту ситуация с внесением платы для них осталась прежней. Раньше бескатегорийные должны были вносить плату, так как выпадали из правового поля. Теперь они должны будут платить, так как относятся к III категории. За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. При размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих НВОС, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

 

      Для объектов I и II категории с 2020 года за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата взимается в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДОВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Если они превышены по сравнению с указанными в ДОВОС, придется платить в 25-кратном и 100-кратном размере.

     Важно!

ДОВОС - декларация о воздействии на окружающую среду, не путать с декларацией о плате.

 

     Для объектов III категории плата за НВОС взимается без повышающих коэффициентов в случае своевременной сдачи указанной выше отчетности об образовании отходов в составе отчета по ПЭК. В 25-кратном - в случае превышения количества выбросов/сбросов/отходов, указанных в соответствующей отчетности.

 

Отчет по программе ПЭК

     Программа ПЭК должна быть разработана для каждого объекта ОНВ с I по III категорию.

 

     Отчетность по программе производственного экологического контроля представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории.

 

      В программу ПЭК входит контроль:

  • за выбросами в атмосферный воздух,
  • за сбросами в водные объекты,
  • за деятельностью по обращению с отходами.

      Отчетность по проведенным мероприятиям ПЭК подается до 25 марта 2023 года (Приказ Минприроды России от 23.06.2020 № 383) .

 

Подача технического отчета в Минприроды для ведения кадастра отходов производства и потребления

     Ведение государственного кадастра отходов является обязательным требованием российского законодательства. При этом каждый субъект страны устанавливает собственные правила ведения регионального кадастра отходов.

     Обязанность по установлению регионального порядка и ведению кадастра отходов производства и потребления возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

     Благодаря наличию региональных кадастров отходов, любая организация может узнать, кому можно передать образуемые отходы производства и потребления, сделав запрос в уполномоченное на ведение кадастра ведомство.