ИНФОРМАЦИЯ
Проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения обязаны хозяйствующие субъекты:
- осуществляющие свою деятельность на объектах I, II и III категорий;
- эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).
Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах IV категории и прочих (бескатегорийных) с образованием отходов производства и потребления и не эксплуатируют объекты размещения отходов, не обязаны проводить инвентаризацию отходов. При этом они, конечно, могут ее проводить по своему усмотрению.
Таким образом, ответ на вопрос, надо ли проводить инвентаризацию отходов, зависит исключительно от присвоенной объекту НВОС категории. Хозяйствующие субъекты, которые не обязаны проводить инвентаризацию отходов, но у которых они образуются, для облегчения ведения первичного учета в области обращения с отходами и для минимизации спорных вопросов при проверках могут проводить инвентаризацию по собственной инициативе.
Инвентаризация источников образования отходов представляет собой сбор и систематизацию сведений о материалах, изделиях и веществах, переходящих в состояние «отход» при осуществлении хозяйственной деятельности.
Инвентаризация проводится с целью выявления всех источников образования отходов для регулярного и достоверного первичного учета и контроля всех видов отходов предприятия.
Инвентаризацию источников образования отходов проводят все предприятия и организации, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
Учету не подлежат отходы производства, которые используются в качестве вторичного сырья, материалов, топлива и пр. в других подразделениях данного предприятия.
Инвентаризация осуществляется силами природопользователей или специализированных организаций по заказу природопользователей и проводится один раз в три года.
Сроки инвентаризации могут быть изменены в случае: смены технологического процесса, замены сырья и т.д., изменения вида деятельности предприятия или какого-либо подразделения и пр.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Чтобы уменьшить риски получения штрафов, необходимо понимать, с какими отходами вы имеете дело, т.е. провести их полную инвентаризацию.
Инвентаризация необходима для паспортизации отходов 1-4 класса опасности. Если надзорный орган выявит на предприятии отход, на который отсутствует паспорт, штрафы для ЮЛ могут достигать до 350 000 руб. Кроме того, инвентаризация отходов обеспечивает правильное ведение журнала учета отходов. Если в журнале будет упущен какой-либо из производимых предприятием отходов, это расценивается как некорректное ведение журнала учета отходов.Штрафы за это достигают также 350 000 руб.
Предприятие нельзя наказать за непроведение инвентаризации, но согласно пункту 3 ст. 67 ФЗ “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 №7-ФЗ, программа производственного экологического контроля (ПЭК) включает в себя сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
Несмотря на то, что инвентаризацию можно не проводить, природопользователям законодательно необходимо иметь паспорта отходов, вести журнал учета движения отходов, подавать отчет по форме 2-ТП (отходы) и платить экосбор.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Результаты инвентаризации используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I–IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:
- подготовки приказов и инструкций;
- ведения учета;
- организации мест накопления отходов;
- разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (см. ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ);
- организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.);
- оптимизации деятельности предприятия и др.
Кроме того, чтобы правильно и наиболее оптимально организовать процесс обращения с отходами, надо понимать, к каким из ваших отходов применяются специфические требования: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, а может, вообще выпадают из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как, например, медицинские, биологические и радиоактивные отходы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
- Изучение структуры предприятия.
- Формирование перечня структурных подразделений предприятия.
- Установление видов деятельности структурных подразделений предприятий.
- Выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход» при осуществлении каждого вида деятельности.
- Идентификация отходов.
- Заполнение инвентаризационной ведомости.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «об отходах производства и потребления»
Ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
П.2. приказа министерства природных ресурсов и экологии российской федерации от 28 февраля 2018 года № 74 «об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Приказ министерства природных ресурсов и экологии российской федерации от 1 сентября 2011 года N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»